Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых инструментов, назывался не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Позднейшая соната состоит преимущественно из четырёх частей: первая часть в скором темпе в сонатной форме, вторая часть в медленном темпе, в простейшей форме рондо, третья часть — менуэт, введённый Гайдном, или скерцо, введённое Бетховеном, в форме песни с трио, и финал, в более сложной форме рондо или в сонатной форме. Такая форма встречается не только в сонатах для фортепиано или для фортепиано и скрипки (альта,виолончели или контрабаса), но и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Сонатная форма также встречается в квартетах, квинтетах, секстетах, септетах, октетах, нонетах и децетах для струнных инструментов, для фортепиано со струнными инструментами, для струнных инструментов с духовыми инструментами. Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. Соната применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а также в симфониях. В сонаты вводили иногда поэтический программный элемент, например Кунау (первая половина XVIII ст.), Бетховен ор. 71 (Sonate caractéristique: les adieux, l’absence et le retour). В позднейшее время собрание пьес в одно целое получило название Соната, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.
|